EUROVISION-KAZAKHSTAN www.mainhill.wallst.ru/eurovision/  

Россия на Евровидении 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 mp3 cd ковера лица ссылки

2003
Euro03Russia.jpg (9211 bytes)

Конкурсный номер:

Песня "Не верь, не бойся, не проси"
Исполнитель "Тату"
Композитор Марс Лазар, Иван Шаповалов
Автор текста Валерий Полиенко
Итоговое место 3 место (164 балла), выступали на 11й позиции
Голоса за Россию Исландия (4), Австрия (8), Турция (10), Мальта (1), Босния-Герцеговина (3), Португалия (4), Хорватия (12), Кипр (10), Германия (8), Испания (6), Израиль (10), Голландия (1), Украина (12), Греция (10), Норвегия (2), Франция (7), Польша (4), Латвия (12), Бельгия (7), Эстония (12), Румыния (7), Швеция (2), Словения (12) За Россию не проголосовали Ирландия и Великобритания
Голоса Российского жюри Оглашала Яна Чурикова: Греция 1, Эстония 2, Бельгия 3, Норвегия 4, Израиль 5, Испания 6, Германия 7, Украина 8, Голландия 10, Румыния 12

Оценки ESCKaz:

Оценка песни Песня была состряпана из отброшенных ранее материалов и ни о каком хитовом потенциале речь не идет. 4/10
Оценка предварительного видео: Худшее предварительное видео - точнее оно отсутсвовало, студийная версия песни была наложена на нарезки старых видеоклипов группы 3/10
Оценка живого выступления Выступление разделило с дуэтом Джемайн право называться худшим выступлением конкурса. Абсолютно провальное выступление стало итогом срывов репетиций.  1/10

Национальный отбор:

Первый Канал (ОРТ) вновь объявил о проведении внутреннего отбора и период сбора заявок на участие был назначен до 1го марта (причем крайней датой отправки конкурсной заявки Европейскому Вещательному Союзу было 20е марта).
Некоторые исполнители открыто прокомментировали свое отношение к проводимому отбору:
Евгений Фридлянд, продюсер группы "Премьер-министр":  
"Сначала была мысль предложить от России дуэт Борис Моисеев и Нильда Фернандес, но я всё таки решил сделать паузу, а то можно всю жизнь провести на Евровидение. На данный момент мне интереснее ставить мюзикл для Бориса и готовить сольные концерты в Москве для ПМ. Делаю новый проект- MALINA, думаю. что на следующий год она может быть очень актуальна для Евровидения.
Главное, чтобы наши не вылетели! А вообще-то, там можно выигрывать!!!"
Евгений Хавтан, группа "Браво":   "К участию на Евровидении относимся как к ещё одному шансу жизни, хотя  он и  очень мал, пока национальным отбором руководит известный круг лиц."
Сергей Пудовкин, продюсер Витаса - "Считаю Евровидение политическим конкурсом, который может травмировать психику молодого исполнителя, поэтому участия в нем не планируем".

Стало известно о том, что заявку на участие подали исполнитель Кевин c песней "Wonderful Light" и певица ДуШа с треком "Я не болею тобой" (который кстати противоречил конкурсным правилам, так как песня начала радиоротацию еще до 1го октября 2002 года).
Елена Архипова, директор Первого Канала по международным связям заявляет, что все поданные заявки имеют одинаковые шансы и на конкурс будет выбрана именно лучшая песня, никакого предпочтения какому-либо исполнителю сделано не будет. Как станет понятно позже, это были лишь слова.

В то же время, еще до окончания срока подачи заявок ОРТ, ничего официально не объявляя и превращая объявленный отбор в фарс и даже не прослушавая полученные заявки, приглашает группу "Тату" и ее менеджера Ивана Шаповалова стать представителями России на конкурсе. Далее начинаются долгие переговоры с менеджментом и компанией Universal, которая была категорически против участия группы в конкурсе, заявив следующее: Евровидение - конкурс молодых исполнителей, и артистам такого уровня, как "Тату", выступление там вряд ли может что-то принести. Мы бы предпочли, чтобы группа работала над новым альбомом, а не выступала в конкурсах для новичков, но это их выбор, и мы не считаем нужным оспаривать их решение".
Время идет, уже середина марта, но у группы нет еще никакой конкурсной песни, ведь как известно, после записи первого и единственного альбома менеджеры группы прервали отношения с авторами песен, и так и не смогли оправиться после кризиса.
В итоге было решено отправить на Евровидение трек, не вошедший в первый альбом по причине его невысокого качества, и существовавший в демо версии с несколько иным текстом.

Официальное объявление по итогам отбора было следующим:
Игорь Буренков, Директор по общественным связям Первого канала:
"Спектр музыкальных композиций был очень широк, но реально мы выбирали из 500 претендентов и выбрали группу "Тату". Они, конечно, имеют определенную известность в мире, и это безусловно увеличивает шанс на победу. Но конкурс есть конкурс".
В жюри входили: генеральный директор Константин Эрнст, Первый заместитель Генерального директора - Генеральный продюсер Александр Файфман, Директор музыкального вещания Юрий Аксюта, а также Владимир Матецкий и Дмитрий Маликов.

Однако известно, что никаких оснований под собой данное заявление не имеет, что видно из комментария Ивана Шаповалова:

"Правда ли, что мы едем на "Евровидение"? Наверно, верно, хотя официальной информацией я не располагаю". Группа отправится на конкурс с новой композицией, существующей в русскоязычной версии, но в Риге она будет исполнена на английском. "То есть вы представили отборочной комиссии песню на русском, а потом она будет задним числом переведена на английский?" - поинтересовался корреспондент. "Я не знаю ни про какую комиссию, меня попросили дать песню - я дал".

Очевидно, что группа Тату и их композиция не проходила ни через какой отбор, а была именно приглашена для участия в конкурсе еще до завершения срока приема заявок. Предоставим еще раз слово продюсеру группы:
"Предложение Общественного Российского Телевидения (Первый канал) группе было сделано в феврале, в момент работы Тату над записью нового альбома. Мы даем неформатную песню, с современным агрессивным звучанием, более того, на русском языке, она не похожа на песни, которые исполняли победители последних лет. Это шанс для России восстановить адекватное отношение к этому фестивалю, а Евровидение сможет расширить аудиторию. Для Тату на этом конкурсе важнее сделать то, что мы хотим. Там, где этого не могут позволить себе другие. Прямой эфир на всю Европу в любом случае интересен, вне зависимости от статуса конкурса."

И еще одна цитата с конференции группы:
Корреспондент:
Как вы вообще попали на "Евровидение"? Этот вопрос интересует многих, потому что в России всегда недовольны выбором того, кого пошлют на "Евровидение", недовольны были даже, когда Алсу привезла оттуда второе место.
И.Шаповалов: Пригласили.
Корреспондент: Но ведь был какой-то конкурс, вы что-нибудь знаете об этом?
И.Шаповалов: Конкурс был, да, мы знаем об этом, конкурсная комиссия, как нам сегодня объясняли, не нашла ничего достойного в присланном материале, и поэтому…

Корреспондент: Совсем ничего достойного?
И.Шаповалов: Это вы спросите у конкурсной комиссии.


Самый, вероятно "определенный" комментарий причин попадания группы на конкурс дала Юля Волкова:
"Если наша страна просит нас и раскручивает нас, то, почему бы и не поучаствовать?".
"Мы раскручиваем Тату потому что это сейчас самая популярная группа в Америке и Европе. Было бы глупо если бы Россия не выставила самое лучшее и известное из того, что у нее есть",
продолжил член делегации Игорь Буренков. Увы, но ничего лучше, чем скандальный дуэт псевдо-нетрадиционной ориентации, не обладающий никакими вокальными и музыкальными талантами, в бедной России не нашлось...

Намного позже, когда всем фанатам уже давно было известно о "итогах" отбора ОРТ проводит пресс-конференцию для журналистов. Ее открыл руководитель музыкального отдела Первого канала Юрий Аксюта, который пафосно сообщил, что на конкурс отбирали по-честному, 500 претендентов смотрели - время тратили, а «Тату» лучше всех и всех победит.
"Конкурс проводился, отбор, точнее, участников на Евровидение проводился по общепринятым нормам, так же как и в прошлом году и в позапрошлом году. Было прислано огромное количество работ из различных городов России, а также вот наших бывших советских республик. Кстати, какую-то недюжинную активность проявляли прибалты. Были присланы работы из Риги, из Латвии, русскоязычные артисты присылали свои песни. Порядка 500 работ пришли. Мы все это отслушали, отсмотрели, дабы быть честными по отношению к претендентам. И на основании отслушанных работ приняли решение, что все эти работы они не могут принимать участие в конкурсе, они достаточно слабы."


Иван Шаповалов, опровергая слова Аксюты, сообщил, что конкурс этот им абсолютно не нужен, победа неинтересна, ни денег, ни славы им это не принесет. И вообще – поехать в Ригу они согласились исключительно из-за патриотических побуждений, дабы «вылечить Россию от ежегодного унижения».
Как было объявлено там же: выступать в Риге «Тату» будут с новой песней «Не верь, не бойся, не проси» и убеждены, что этим девизом с криминальной этимологией должен руководствоваться каждый россиянин.
Это криминальный закон — “Не верь. Не бойся. Не проси” - это те слова, которые нужны сейчас России. Это слова, которые обращены к самому себе. Верить нужно себе. И не бояться.

Закончим этот раздел еще одной цитатой от И.Шаповалова:
Мы участвуем совершенно бесплатно. Мы в этом участвуем чисто из практических соображений. Нас не интересует победа в этом конкурсе, мы не участвуем в конкурсах.

Подготовка и выступление на конкурсе:

Успев в последний момент определиться с песней и подать заявку руководство ОРТ и не задумывается о том, что в заявке подана только русскоязычная версия, а соответственно правилам этого года язык исполнения не может быть изменен после подачи заявки.
Начинается игра с ЕВС с просьбами разрешить изменить язык исполнения, и одновременно с фанатами, делая попытки объяснить русский язык исполнения песни некоей особой патриотичностью группы.
Сначала представители ОРТ бравурно комментируют на подконтрольных им ресурсах храбрость группы, которая исполнит песню на родном языке, затем сами же дают на это официальное опровержение, сообщая, что песня будет исполнена по английски. Однако, после того, как ЕВС освещает на своем официальном сайте скандалы национального отбора и дает официальный отказ изменить язык исполнения песни, руководство ОРТ вынуждено сделать очередное, уже 4е заявление о языке исполнения, которым все же становится русский. Забегая вперед отметим, что на конкурсе в песню была таки вставлена одна строка на английском языке, но ЕВС решило не наказывать группу за это нарушение.

Помимо версии конкурсной песни ОРТ было обязано предоставить ЕВС биографию исполнителя и видеоклип для показа в качестве предварительного видео. Опоздав на две недели Шаповалов и ОРТ отправляют в качестве видеоклипа нарезку из старых видеоклипов группы озвученной студийной версией конкурсной песни (интересно, что перед самым конкурсом на песню было выпущено еще одно видео - и также с нарезками из различных съемок). На Европейских сайтах поднимаются вопросы - должно ли руководство ЕВС относиться по особому пусть и к очень популярной группе, но все же пропускающей все крайние сроки? ЕВС реагирует на это очередным предупреждением, также отмечая нежелательность использования в тексте песни ненормативной лексики и недопустимость какого либо скандального характера конкурсного выступления (представители группы, похоже с трудом понимающие, на какой конкурс они попали, заявляли о возможности использования резиновых вибраторов вместо микрофонов, не говоря уже о поцелуях, которые стали практически визитной карточкой группы).

С новыми шутовскими заявлениями возвращаются представители ОРТ. Разбираясь в правилах конкурса не лучше г-на Шаповалова, который открыто заявлял, что не видел их в глаза, они демонстрируют новую версию песни, которая якобы будет использована на конкурсе, забывая о том, что менее чем за две недели до конкурса любые изменения в инструментале запрещены. На конкурсе в итоге звучит первая версия.

Еще одной уткой, вылетевшей из уст ОРТ и менеджмента Тату стала информация о приглашении некой Кати Нечаевой в качестве третьей составной дуэта, и похоже единственной, обладающей некоторыми вокальными данными..
Не читавший правил г-н Шаповалов прокомментировал это так: "
Я не очень ориентируюсь в правилах "Евровидения", и я не знаю, как там бэки, разрешено ставить фонограммой, бэки на припевах. Бэки – для тех, кто не понимает, это когда припев звучит более мощно, он поддерживается голосами этих же артистов, которые записали несколько раз разные музыкальные партии. Это бэки. Разрешают ли правила "Евровидения" бэки, тогда девочки сами споют свои бэки. Если правила не позволяют этого делать, тогда берутся бэк-вокалистки или вокалистки."
В итоге Нечаева, хоть и прибыла в Ригу, с группой так и не выступила - Тату выступали вообще без бэк-вокалистов.

Последним этапом подготовки группы перед отъездом в Ригу стала предконкурсная пресс-конференция, текст которой вы можете найти здесь

А теперь перейдем непосредственно к неделе, предшествовавшей конкурсу - Евронеделя в Риге:

Первая репетиция и первая пресс-конференция группы были сорваны:
На репетицию группа опоздала, поругалась с рабочими сцены, изобразила пение: статично стоя на сцене Лена исполнила песню до конца, Юля запутавшись в тексте прервала свои экзерсисы. Бэк вокал на репетиции звучал в записи.
На конференции высказав недовольство всем, чем можно, включая собственной фонограммой, группа лишь сообщает журналистам, что они приехали побеждать ради России и покидает зал.
В ответ на это ЕВС в последний раз предупреждает группу, что в случае еще одного срыва запланированного мероприятия группа покинет конкурс и отправится восвояси.

Вторая репетиция отметилась тем, что дуэту удалось таки вытянуть песню до конца и на этот раз во время исполнения певицы даже ходили по сцене.
Более чинно прошла и вторая пресс-конференция, группа наконец вынуждена признать на ней, что
"Бомб и взрывов не будет. Мы соблюдаем правила, мы уважаем телезрителей, и мы будем действовать в соответствии с этими правилами"

Однако, это не была последняя выходка группы - на финальную репетицию со зрителями Лена выходит в одиночестве. Делегация ОРТ предъявляет справку о болезни Юли и невозможности ее присутствия на репетициях. Группу освистывают фанаты, многие из которых специально приобрели билеты на репетиции с целью увидеть выступление группы.

То, что происходило во время финала конкурса видели наверное все. Дело было не в волнении, или плохой подзвучке (да и как она должна стать хорошей, если группа не провела ни одной полной репетиции?). Дело в полном отсутствии профессионализма. Даже при полном отсутствии вокальных данных на Евровидении можно выступить удачно, сделав из своего выступления шоу. Но не беспорядочную беготню по сцене с выкриками.

По итогам конкурса менеджер группы обвиняет во всем политическое голосование:
«Попытка конвертировать любовь к «Тату» в любовь к России в рамках «Евровидения» не удалась. И причины этого - политические: «Евровидение» использует музыку в политических целях, популярность артиста с этим конкурсом никак не связана. Вопрос стоял так: сумеет ли «Тату» поломать формат «Евровидения»? И это было бы возможно, только если бы вмешались представители российских властей. Стучаться в этот сытый стареющий клуб нам не стоит. Нужно делать свой конкурс в Москве, который отвечал бы российским геополитическим интересам. Пусть музыка станет политикой, а не наоборот. Может, надо было взять хор школьниц. Но мы намеренно не ставили бэк-вокал. Но дело не в том, лучше или хуже девочки спели, дело в том, что на «Евровидении» голосуют не за исполнителя, а за страну».
Я воспринимаю результат как реальность. Мы ехали туда не за первым местом, хотя вариант победы, конечно, рассматривался. С нашей стороны это было самопожертвование непонятно ради чего. Мы хотели обменять часть любви нашей аудитории на голоса в пользу России, но этого не хватило. Но Конкурс Евровидения устроен так, что результаты надо воспринимать как данность. Если есть подтасовки, значит, такова данность. Все же понимают, что это не конкурс песни. Это замес европейских денег и политических амбиций плюс какие-то религиозно-этнические моменты. Потому что убогий песенный материал, который там звучит, не может объединять Европу. Вы же не будете спорить, что выступление "Тату" тотально отличалось от всех остальных и по формату, и по всему. "Евровидение" - это клубный конкурс сытой Европы, где коллективы похожи на те, что выступают в шоу в казино.
Конечно, более популярные на европейской арене Турция и Бельгия виноваты в том, что России не удалось победить... Именно к этому сходится мнение Ивана Шаповалова. Увы, но достаточно простого размышления - и ответа на вопрос, какие дуэты на конкурсе 2003 года не попали практически ни в одну ноту при исполнении конкурсной песни? И причина поражение тогда становится очевидной.

Ну и наконец, напоследок, Первый Канал естественно предпринял попытку оспорить результаты голосования, официально заявив о своем недоверии к ним. Как говорится в пресс-релизе российского телеканала, основанием для этого стали неправдоподобно низкие оценки выступления российской группы "Т.А.Т.У." со стороны некоторых стран Евросоюза (Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Мальта, Швеция и Норвегия).
Основанием для недоверия называется информация, поступившая от ирландского телефонного провайдера Eircom - в Ирландии телеголосование в последний момент был заменен голосованием национального жюри, что, кстати, было сделано в полном соответствии с правилами, которых Российская делегация увы, так и не прочитала.

Видя соринку в чужом глазу, представители ОРТ умалчивают вопросы поднятые в Европейских СМИ о результатах голосования российского жюри (ведь и в России голосовало жюри), которое очевидно было не объективным, ведь фаворит среди Российской публики - Польша, даже не попала в десятку, а первое место было отдано второй год подряд Румынии, что более чем странно.

Чуть позднее результаты Ирландского телеголосования были опубликованы в СМИ и показали, что и Ирландские телезрители, также как Ирландское жюри и телезрители Великобритании, не включили российскую песню в десятку лучших, и соответственно, не выставили ей ни одного балла.
Российская же делегация завершила дело публикацией очередной бравады о том, что ей удалось разоблачить коррупцию на конкурсе и председатель оргкомитета Евровидения Сара Юэн была вынуждена уйти в отставку после таких разоблачений. Увы, но и это заявление - ложь. Сара Юэн была назначена общим координатором всех музыкальных мероприятий Европейского союза - то есть повышена в должности. Причем об этом предстоящем назначении было известно еще до начала конкурса...

Биография исполнителя:

Лена Катина родилась 4 октября 1984 года. Юля Волкова родилась 20 февраля 1985 года.
И Лена, и Юля в детстве пели в детском коллективе "Непоседы".
В дуэт Тату они попали по результатам кастинга, проведенного Иваном Шаповаловым. За историю существования проекта (2001-2004) был выпущен один полный русскоязычный альбом, его англоязычная версия и несколько синглов и видеоклипов. Первый альбом группы пользовался определенным успехом в России, Европе, Америке и Азии. В ряде стран он получил статус платиного.

Запись второго альбома продолжалась более трех лет - за это время не было записано полностью ни одного трека, за исключением нескольких демоверсий, соловерсий и версий без аранжировки. За это время потеряли веру в данный проект все продюсеры группы, многие концерты были сорваны из-за нераскупаемости билетов. В связи с беременностью одной из солисток группы деятельность дуэта была временно прекращена.
В настоящее время группа с новым менеджментом продолжает тщетные попытки записи второго альбома, но перспективы его появления невелики. 

Текст песни и перевод:

"Не верь, не бойся, не проси" (оригинальный текст)

Разные ночи, разные люди
Хочет - не хочет, клюнет – не клюнет…
Кто то отстанет, кто-то соскочит,
Кто-то устанет и перехочет...

Кто-то закрутит провод на клеммы,
Кто-то замутит новые темы,
Кто-то понты, а кто-то маньяк
Кто-то как ты, кто-то как я...

Не зажигай и не гаси,
Не верь, не бойся, не проси,
И успокойся...
Не верь, не бойся, не проси,
Не верь, не бойся, не проси,
Не верь, не бойся.

Разные ночи, разные люди
Этот – не будет, эта – боится
Кто-то заводит дружбу с врагами
Кто-то уходит в пыль под ногами

Где-то есть много, то, чего мало
Но на дорогах будет облава
Кто-то рискнет, а кто-то не сможет,
Кто-то поймет, но не поможет...

Кто-то уйдет, кто-то вернется,
Кто-то найдет новое солнце,
Кто-то в кусты, а кто-то в меня,
Кто-то как ты, кто-то как я...

"Не верь, не бойся, не проси" (версия с Евровидения)

Разные ночи, разные люди
Хочет - не хочет, любит - не любит...
Кто то отстанет, кто-то соскочит,
Кто-то устанет и перехочет...

Кто-то закрутит провод на клеммы,
Кто-то замутит новые темы,
Кто-то понты, а кто-то маньяк
Кто-то как ты, кто-то как я...

Не зажигай и не гаси,
Не верь, не бойся, не проси,
И успокойся...
Не верь, не бойся, не проси,
Не верь, не бойся, не проси,
Не верь, не бойся.

Где-то есть много, то, чего мало
Но на дорогах будет облава
Кто-то рискнет, а кто-то не сможет,
Кто-то поймет, но не поможет...

Кто-то уйдет, кто-то вернется,
Кто-то найдет новое солнце,
Кто-то в кусты, а кто-то в меня,
Кто-то как ты, кто-то как я...


Официальные релизы и версии конкурсной песни:

1. Не верь, не бойся, не проси (первая версия) 3.03
2. Не верь, не бойся, не проси (вторая версия) 3.04

Гид коллекционера mp3 России на Евровидении
Гид коллекционера аудиодисков России на Евровидении

Все остальные версии трека - это домашние любительские ремиксы сделанные фанатами группы на непрофессиональном оборудовании и никакого интереса не представляют.
Существовал еще демо микс трека с первоначальным полным текстом, но только в виде разрозненных сессионных записей времени подготовки первого альбома группы. Из этого же демо позже вышла песня "Простые движения" с идентичной вокальной линией.

использованы: материалы официального сайта, материалы пресс-конференций и интервью группы, а также собственная информация и интервью.
Все аудиозаписи, кроме официальных, представлены в ознакомительных целях с пониженным битрейтом. 

Назад на проект "История участия России на Евровидении"
Некоторые дополнительные подробности на странице Россия 2003 нашего сайта
Назад  на сайт  "Евровидение - Казахстан"